Приветствую Вас, Гость
Главная » 2025 » Октябрь » 8 » Концепты свободы и несвободы в романах С. Кинга «Под куполом» и Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
07:51
Концепты свободы и несвободы в романах С. Кинга «Под куполом» и Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Богдан Левин, Ярославль

Picture backgroundВ настоящее время вопрос о том, что такое свобода и несвобода, становится все актуальнее. Многие люди независимо от возраста, пола и рода деятельности задумываются о том, что отдельным индивидам и группам можно делать, а что нет; также о том, кто или что может ограничивать их.

Как и при решении многих других вопросов и проблем люди часто обращаются к литературе. В решении этих задач может помочь не только профессиональная, специализированная и научная литература, но и книги, которые направлены на более обширную аудиторию, написанные более простым языком. Через них легче воспринимать информацию и узнать чью-то точку зрения, касающегося интересующего вас вопроса.

Из-за доступности и понятности подобные произведения часто привлекают молодежь, для которой учебники и научные книги сложны для освоения и понимания. Также в дополнение к самим книгам большой интерес вызывают обзоры, разъяснения, работы по книгам и толкования их.

Что такое концепт в литературе?

Концепт (концепция) — это совокупность образов, символов и других художественных деталей, которые объединены общей направленностью.

Концепты есть почти во всех книгах художественной литературы, именно они формируют общую картину произведений. Части концептов могут быть разбросаны по всему произведению, со временем дополняя и распространяя идею одного конкретного концепта. А совокупность самих концептов создают общую картину в книгах. Осознание концептов, как по отдельности, так и в общем плане необходимо для понимания всего смысла, вложенного в художественное произведение.

Picture background

Концепты свободы и несвободы

Тема свободы, воли и независимости людей от других является одной из старейших в литературе и раскрывается во множестве произведений самых разнообразных авторов. Люди всегда хотели быть не ограничены ничем, из-за чего такие произведения вызывали и вызывают отклик у всех людей. И классические, и современные авторы раскрывали эти проблемы через различные призмы, в различных окружениях, но сохраняя неизменными сами концепции своды и несвободы.

Свобода — в широком смысле слова, отсутствие каких-либо ограничений, запретов и т. д. А несвобода как антоним означает огромное количество запрещающих законов и правил, которые не позволяют нормально жить. Но также нужно учитывать, что у каждого человека свои желания, и чтобы жить в мирном обществе нужно жить так, чтобы твои действия не мешали и не вредили другим окружающим тебя людям.

Авторы в своих книгах часто пишут о том, насколько мало или много запретов должно быть у людей, и как они будут жить при отличающихся друг от друга условиях. Многие выражения и цитаты идут из книг либо публичных высказываний их авторов, в том числе и из художественной литературы например:

«Свобода человека отличается от всякой другой силы тем, что сила эта сознаваема человеком; но для разума она ничем не отличается от всякой другой силы.»  (Л.Н. Толстой «Война и Мир») [4]

«Главное — свобода; это мое правило…» (И.С. Тургенев «Отцы и дети») [5]

«Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом.» (Ф.М. Достоевский «Бесы») [2]

Picture background

Концепт несвободы в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Основной идеей романа «451 градус по Фаренгейту» является вредоносность государственной идеологии, которая пытается сделать всех людей точными копиями друг друга: «Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а… просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество». [1]

Так что основными символами, формирующими концепт несвободы, являются законы и их исполнители. Телевидение подается гражданам как единственно верный источник информации, а остальные ресурсы, дающие доступ к информации, которые государство не может так же хорошо контролировать, объявляются незаконными, чтобы было легче продвигать идеи в массы: «Телевизор говорит вам, о чем надлежит думать, и вколачивает это вам в голову. Он всегда и обязательно прав.» [1]

Образы пожарников и огня дополняют данную концепцию, они представляются как символы разрушения и смерти: «И, как и прежде, жечь было наслаждением — приятно было дать волю своему гневу, жечь, рвать, крушить, раздирать в клочья, уничтожать бессмысленную проблему. Нет решения? Так вот же, теперь не будет и проблемы! Огонь разрешает все!» [1]

Концепт свободы в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Основным символом в концепции свободы в романе являются книги и свободное творчество. Они стоят в противовес четким рамкам закона и холодной безжизненной технике: «Если тебе дали разлинованную бумагу, пиши по-своему.» [1]

Таким образом, автор продвигает важность свободы мысли и самовыражения, так как литературное творчество, когда оно не имеет ограничений и рамок со стороны закона или других людей, способно по-настоящему раскрыть внутренний потенциал гения человека. Книги являются одними из самых свободолюбивых источников информации, ведь многие произведения мировой классики были написаны из-за желания их авторов выразить свой внутренний протест против правил, рамок, ограничивающего их, общество.

Picture background

Концепт несвободы в романе С. Кинга «Под куполом»

В романе С. Кинга «Под куполом» одним из основных символов, образующих концепт несвободы, является символ купола, что также отражено в названии. Купол символизирует собой любое ограничение, которое может быть применено к любому человеку, чтобы тот не совершал мешающих действий. Также как часть концепции несвободы используется описание символизма глупости людей и их эмоций, которая также является ограничителем, только уже внутренним: «Если ты не сможешь держать в узде вспыльчивость, она будет контролировать тебя» [3].

В романе как изображение ограничения используются более физические и приближенные к реальному восприятию символы. Через ограничение пространства и реакцию людей на это передается то, как люди реагируют и на ограничение нетленных ценностей. Купол влияет на всех, даже те, кто не собирался покидать город, все равно чувствуют себя не комфортно; так и в реальности, даже если человек думает, что какие-то запреты, введенные против других, его не коснутся, то они также могут отразиться и на его жизни в том числе.

Концепт свободы в романе С. Кинга «Под куполом»

Концепт свободы в романе не так сильно раскрыт, как несвободы. В качестве противопоставления закрытому и ограниченному куполу используется оставшийся на свободе окружающий мир. Описание того, что жизнь вне купола почти никак не поменялась от заточения города, показывает, что людей редко волнуют проблемы, если они не касаются их лично. Но также люди, которые остались на «свободе», подвержены контролю и запретам не меньше запертых внутри. Ещё многие люди, находящиеся под куполом, чтобы не сойти с ума от чувства вечной закрытости, находят свободу и внутри себя: «В периоды кризиса люди пытаются держаться за то, что им близко и знакомо, чтобы найти в этом успокоение» [3].

Picture background

В заключение можно сказать, что в обоих произведениях с разных сторон раскрыты темы свободы и несвободы. Также в них поднимаются темы власти, внутреннего мира человека, того, что помогает людям переживать тяжелые времена и остаться человеком, когда все вокруг ведут себя бесчеловечно.

Романы сходятся в изображении концепции несвободы через государственную и законодательную власть. Образ государства используется, как символ всеобъемлющего контроля, который «видит» людей везде, хоть он и представлен в отличающихся формах. В описании концепции свободы романы похожи, так как в обоих произведениях авторы используют дикую природу как символ неподдающегося контролю и ограничениям мира.

Романы также имеют некоторые различия. В романе Р. Брэдбери идет повествование о более духовных и нетленных ценностях, чем в произведении С. Кинга, где описываются более земные и приближенные проблемы людей.

Оба романа могут быть интересны и полезны разным читателям. Они поднимают многие темы, которые актуальны и в настоящее время для большинства людей. Я рекомендую к прочтению эти произведения, так как они раскрывают проблемы, которые могут найти отклик в сердце многих.

  1. Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту
  2. Достоевский Ф. М. «Бесы»
  3. Кинг С. «Под куполом»
  4. Толстой Л. Н. „Война и мир“
Категория: Ученикам об учениках | Просмотров: 4 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar