Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учителю

ГИМНАЗИЧЕСКИЙ ПРЕСС-ЦЕНТР КАК ОРГАН УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
25 сентября -10 октября 2009 г. Интернет-конференция «Ученическое самоуправление: проблемы и перспективы»
Евич Е.М.

 (г. Солигорск, Гимназия № 2)

 

Гимназический пресс-центр как орган ученического самоуправления

 

Работа современной школы направлена на выполнение социального заказа, который формируется с двух сторон: со стороны государства и со стороны общественности в лице субъектов образовательного процесса – учеников, родителей и педагогов. Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе стать демократичной, соответствующей современным реалиям. Таким образом, директор школы перестает быть единственным источником власти, но выполняет роль хорошего менеджера,  справляющегося с выполнением заказа государства и общественности. Заказ общественности транслируется через систему самоуправления.

Суть самоуправления состоит в том, что с его помощью все участники школьной жизни: учащиеся, педагоги, родители - получают возможность влиять на школьную политику через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учреждения образования, через собственную активность в управлении внутренними процессами школы. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

К сожалению, зачастую все попытки организовать самоуправление сводятся к одному-двум так называемым дням школьного самоуправления, к сбору макулатуры, к дежурству по школе, к праздничным концертам, к формированию формальных по своей сути советов школы, подчиненных администрации учреждения образования. Такие советы школы не отстаивают права учащихся, не разрешают возникающие конфликты, не влияют на работу администрации. Подобные органы «самоуправления» являются своего рода «филиалами» администрации школы, работают под ее руководством. Главным препятствием на пути организации действенного ученического самоуправления становится авторитарный стиль управления учреждением образования, неготовность педагогов прислушаться к голосу учащихся, неумение учеников отстаивать свою позицию и свое право на участие в жизни школы. Нередко в школах неверно понимается самоуправление, суть которого заключается в способе реализации права на участие в управлении учреждением образования. Органы самоуправления не могут подчиняться школьной администрации,  они, в определенной степени, влияют на её работу.

В любой современной школе, гимназии, лицее есть достаточное количество вопросов, которые могут иметь разные решения. От выбора оптимальных вариантов решения таких проблем зависит не только качество образовательного процесса, но и жизнь, как учащихся, так и педагогов. Значит, необходимо стремиться решать большинство подобных вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.

Мы не ставим своей целью представить в данном материале систему самоуправления в нашей гимназии, мы ограничиваемся описанием работы одного органа ученического самоуправления – пресс-центра.

Оговоримся сразу, что не всякая гимназическая газета о школьной жизни является органом самоуправления. Если газета сообщает лишь о школьных праздниках, конкурсах, хобби, интересах учеников, о победах и достижениях на олимпиадах, но не рассматривает школьных проблем, то ее нельзя в полной мере считать органом самоуправления. Изменить ситуацию в школе, повлиять на управление учреждением образования могут лишь те журнал и газета, которые остро поднимают внутришкольные проблемы, стремятся ставить актуальные вопросы, влиять на общественное мнение, предварительно изучив его посредством разнообразных опросов, анкетирования, интервьюирования.

Работа пресс-центра нашей гимназии реализуется в периодическом журнале «Гимназический вестник», в газетах «На темной стороне звонка», «Экооко», «V.I.P(aper)» (на английском языке).

Журнал «Гимназический вестник» имеет научно-практическую и художественно-творческую направленность. Цель журнала: систематизация и популяризация исследовательского и творческого опыта учителей и учащихся гимназии.

Задачи журнала:

- содействовать развитию исследовательских компетенций учащихся;

- стимулировать творческую активность учащихся;

- обобщать и популяризировать опыт творческой и исследовательской деятельности учащихся;

- обобщать и пропагандировать эффективный педагогический опыт учителей гимназии;

- способствовать духовному и интеллектуальному развитию субъектов образовательного процесса;

- формировать имидж учреждения образования гимназического типа;

- информировать учеников, учителей, родителей о деятельности гимназии;

- содействовать повышению интереса читателей к делам и проблемам гимназии; 

- предоставлять возможность всем субъектам образовательного процесса гимназии искать и предлагать пути решения актуальных вопросов.

«Гимназический вестник» издается четыре раза в год. Над его созданием работают главный и технический редакторы, редакционная коллегия из числа учащихся, художники, веб-дизайнеры. Тираж нашего журнала не велик – всего 40 экземпляров, отпечатываемых силами гимназии. Однако учащиеся всегда могут получить электронную версию очередного выпуска «Вестника».

На сегодняшний день журнал имеет развернутую рубрикацию. В рубрике «Колонка Совета лидеров» размещаются материалы, актуальные для жизни и развития гимназии. Совет лидеров гимназии и редакционная коллегия участвуют в обсуждении разнообразных вопросов на педагогических советах, наравне с педагогами разрабатывают проекты. После совместных обсуждений актуальных вопросов жизни гимназии основные выводы, тезисы, предложения публикуются в данной рубрике журнала и в газете «На темной стороне звонка». Примерами проблем, решавшихся на педагогических советах при участии Совета лидеров и редакционной коллегии, могут быть следующие:

1.         Миссия гимназии.

2.         Имидж гимназии.

3.         Имидж успешного гимназиста.

4.         Модель выпускника гимназии.

5.         Каким должен быть современный урок?

6.         Профессиональная компетентность современного учителя гимназии.

7.         Развитие компетенций учащихся гимназии.

8.         Гимназия будущего: какой мы хотим ее видеть?

9.         Возможно ли ученическое самоуправление в нашей гимназии?

10.    Что нужно предпринять для осуществления индивидуального пути развития каждого учащегося?

11.    Что мы, гимназисты и педагоги, можем сделать и что сделаем для повышения имиджа гимназии?

12.    Работа гимназического пресс-центра: пути сотрудничества педагогов и учащихся.

13.    Дни самоуправления: для чего они нам?

14.    Гимназия глазами учащихся: действительное и ожидаемое.

15.    Материальное и моральное стимулирования учащихся, достигших высоких результатов в учебе и общественной деятельности.

16.    Система индивидуальных рейтингов учащихся и рейтингов классов.

Для исследовательских работ гимназистов отведен раздел «Лаборатория юного исследователя», в котором регулярно печатаются работы ребят по физике, химии, математике, филологии, биологии, истории, географии. На равных правах публикуются и старшеклассники, и ученики начальных классов. Возможность увидеть свою статью на страницах гимназического журнала является хорошим стимулом для исследовательской деятельности учащихся.

Педагогическим находкам учителей гимназии отдана рубрика «Печать мастера», в которой публикуются авторские педагогические проекты, интересные разработки уроков и внеклассных мероприятий. Художественному творчеству наших гимназистов и педагогов посвящены рубрики «Пинг-Хайку-Понг», «Нитка жемчуга», «SCHOOL MOZAIKA», «Поэтический турнир».

Свежие выпуски журнала представляются на общегимназической презентации, на классных часах, размещаются на гимназическом сайте «Мастерская», где и обсуждаются учащимися и педагогами в режиме форума (http://master.yarcenter.ru/).

Вначале предполагалось издавать гимназическую газету «На школьной стороне звонка» в жанре бегунок, что не отвечало задачам органа ученического самоуправления. Постепенно газета становится полноправным печатным органом гимназии с периодичностью раз в месяц. На страницах газеты размещаются результаты опросов учащихся и педагогов на темы отношения к школьной форме, к качеству школьного питания, к проблеме культуры речи. Публикуются интервью учителей, гимназистов, администраторов. Экологическая газета «Экооко» отражает не только глобальные проблемы окружающей среды, но и локальные проблемы озеленения гимназии и пришкольного участка, навыков здорового образа жизни, гигиены умственного труда и др.

Таким образом, деятельность пресс-центра, в определенной степени, влияет на общественное мнение, на политику управления учреждением образования, на жизнь гимназии, а значит, выполняет функцию органа самоуправления. В процессе своей журналистской деятельности гимназисты учатся выражать свое мнение, отстаивать свою позицию, реализуют право на активное участие в школьной жизни, оживляя, стимулируя, демократизируя и «очеловечивая» образовательный процесс в гимназии.

 

 http://adu.by/index.php

Категория: Учителю | Добавил: Елена (02.10.2009)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar