Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Июль » 23 » ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ III-го Международного Педагогического Форума
18:54
ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ III-го Международного Педагогического Форума

ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ 

III-го Международного Педагогического Форума

Для обсуждения проблем образования в России и разработки предложений для руководства отраслью образования ваши коллеги съехались в Санкт-Петербург изо всех уголков нашей страны. 400 человек – это много, но в тоже время слишком мало. Мы обращаемся к вам: РАЗМЕСТИТЕ ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ на ваших интернет страничках, блогах, сайтах, чтобы привлечь как можно большее количества людей, которые могут дать комментарии, выдвинуть предложения по доработке проекта.

Комментарии оставлять ЗДЕСЬ  

Подробнее ЗДЕСЬ

ФИНАНСОВАЯ АВТОНОМИЯ ОУ

1. Разрешить школе самостоятельно разрабатывать и вносить коррективы в утвержденную учредителем смету.

2. Отменить систему компенсаторных выплат. 

3. Не ограничивать школу во внебюджетной деятельности, если она не идет в разрез с законодательством и не наносит ущерб образовательному процессу.

4. Разрешить школам самостоятельно выбирать банк, клиентом которого она хочет стать.

5. Отменить систему тендеров и разрешить школам выбирать подрядчиков самостоятельно.
Финансовый контроль должен производиться, прежде всего, Попечительскими советами, а не управляющими органами

ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

1. Разбить все ОУ, получающие подушевое финансирование на 5 категорий:

       I. ОУ в крупных городах (мегаполисах), 
       II. ОУ в «средних» по численности населения городах (в которых работает не более 100 средних общеобразовательных школ), 
      III.ОУ в маленьких городах и поселках городского типа с количеством школ до 10, 
      IV.Малокомплектные школы, с количеством учащихся до 500 учащихся или являющиеся единственным ОУ в населенном пункте, 
      V.малокомплектные сельские школы с количеством учащихся от 10 до 100 человек. 

2. Всю сумму денег на подушевое финансирование распределить таким образом, чтобы размер выделяемых средств увеличивался от каждой предыдущей к каждой последующей категории.

3. Выпустить именные образовательные сертификаты, которые выдавать родителям с условием, что сертификаты могут быть использованы только на образовательные цели. 

4. При введении подушевого финансирования руководители ОУ не должны быть регламентированы жесткими нормами укомплектования учебных групп.

 
ПО МАЛОКОМПЛЕКТНЫМ СЕЛЬСКИМ ШКОЛАМ

 Участники Форума вычленили 2 типа малокомплектных школ. 

К первому типу отнесем школы, где 1-2 недоукомплектованных классов в параллели. Причем такая школа – единственное среднее общеобразовательное учреждение в населенном пункте.

Ко второму типу отнесем школы, в которых обучается менее 100 учащихся (по 5-7 человек в параллели), либо существует только начальная школа.

Для того чтобы сохранить и тот и другой тип школ участники Форума рекомендуют:

1. Создать в регионах советы, для работы в которых пригласить директоров Негосударственных образовательных учреждений, численность контингента которых не превышает 30 человек, и предложить им обучить директоров МОУ и ГОУ, отстажиравав их в своих учреждениях.

2. Создать в регионах несколько экспериментальных площадок ОУ финансововыгодных и организационно-удобных моделей школ, которые бы курировали опытные директора малокомплектных НОУ, и отследить результативность их работы. При получении положительных результатов эксперимента, оказать помощь малокомплектным школам России по переходу в вышеуказанные модели. 

3. Организовать специальную подготовку кадров для МСШ с учетом совмещения специальностей 
Ввести дистанционное обучение в старшей школе. Для чего создать условия для такого обучения (возможно организация специального Государственного интернет канала на федеральном или региональных уровнях)

ПО СИСТЕМЕ ГИА и ЕГЭ


1. Необходимо, чтобы учащиеся сдавали в обязательном порядке не 2 экзамена в форме ЕГЭ, а хотя бы 3 (лучше 5) – 2 обязательных (русский и математика) и 1-3 по выбору. 

2. Категорически запретить (на уровне законодательства), вплоть до удаления с экзамена без права пересдачи, проносить на экзамен средства связи 

3. Чтобы избежать обвинений в нарушении прав человека, необходимо разделить процедуру экзамена на 3 части, сделав между ними перерывы:

  • Необходимую и достаточную для получения Аттестата о среднем образовании
  • Необходимую и достаточную для поступления в обычный профильный ВУЗ
  • Необходимую и достаточную для поступления в «олимпиадный» ВУЗ, требующий повышенного уровня знаний

Учащиеся сами решают, сдавать им эту часть экзамена или нет.

4. Для того чтобы избежать выставления выпускниками ответов наугад в 1-ой части экзамена необходимо при подсчете результатов начислять 1 балл за каждый правильный ответ и снимать 2 балла за каждый неправильный.

5. Во избежание обвинений в нарушении прав человека и в целях гуманизации образования создать при региональных КО Центры сдачи ЕГЭ и разрешить сдавать экзамен всем старшеклассникам, в течение обучения в средней школе (10-11 класс) вплоть до получения ими устраивающего их результата. 
 

6. 3 части ГИА должны быть следующие: 

  • 1-я – для получения Свидетельства о прохождении курса основного общего образования и поступления в Начальное профессионально-техническое училище или на работу,
  • 2–я – для поступления в 10 класс обычной школы или обычное ССУЗ,
  • 3-я – для поступления в 10 класс профильной школы (гимназии или лицея) или престижное ССУЗ.

 7. ГИА так же как и ЕГЭ должна проводится в специальных Центрах сдачи ГИА и сдавать экзамены ГИА учащиеся 9-х классов должны иметь право так же несколько раз в течение учебного года.

ЭКЗАМЕН ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


1. Ввести экзамен за курс начальной школы.

2. Экзамен должен проводится ОУ, в котором обучался ребенок и учителем, который его обучал в присутствии членов аттестационной комиссии и представителей родителей; результаты должны проверяться сразу же и сообщаться родителям учащихся.

3. Экзамены должны проводиться по русскому языку, математике, чтению и естествознанию (в школах изучающих обществознание может быть дополнительно введен экзамен по обществознанию) 

4. Экзамен, так же как и ЕГЭ и ГИА, должен быть разделен на 3 части, и дети должны иметь выбор, выполнять им все три части или ограничиться одной-двумя. 
1-я часть подтверждает получение учащимся базовых знаний за курс начальной школы,
2-я часть – дает возможность обучаться по программе повышенного уровня,
3-я часть – пропуск в гимназический класс.

ПО УМК


1. Перед тем, как МО РФ рекомендует учебник, он должен пройти массовую экспертизу педагогов-практиков. Причем должен быть создан специальный сайт, адрес которого доведен до сведения всех ОУ страны. На сайте должна быть организована подписка на новости. И при обсуждении какого-либо УМК должна производиться рассылка с сообщением об обсуждении вывешенных на сайте УМК всем заинтересованным лицам.

2. Создать альтернативные учебники, которые будут содержать разделы с материалами, наработанными учителями-практиками. 

3. Строить школьные учебники по принципу справочной литературы с удобной поисковой системой и закодированной в схемы и таблицы информацией.

ПО ФГОС

 

1. Принять ФГОС дошкольного образования,
 

2. Разработать документ, который бы четко регулировал требования, предъявляемые к подготовке будущего первоклассника, на основании которого школы разного уровня могли бы принимать детей на обучение.


ПО АТТЕСТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Участники Форума считают, что основным и единственным объективным показателем профессионального мастерства учителя являются: Сравнительный анализ результатов тематического контроля по каждому учащемуся, подтвержденный рабочим (содержащим все работы с анализом в динамике), а не парадно-выходным (содержащим грамоты и дипломы) портфолио. Все остальное может быть плюсами при наличии первого, а если первого (динамики сравнительного результата) нет, то все остальное даже НЕ ДОЛЖНО УЧИТЫВАТЬСЯ В ПРИЦИПЕ!!!

2. Ввести обязательную аттестацию специалистов региональных НМЦ и КО. Основными критериями профессионализма специалистов управления Участники Форума считают: Умение провести грамотный мониторинг деятельности ОУ, который бы не был формальным бюрократическим инструментом, а помогал школе увидеть свои сильные и слабые места и найти пути решения стоящих перед нею проблем, а так же умение выдать грамотные рекомендации по изменению того, что тормозит работу школы.

3. Основными критериями профессионализма управленцев (директоров и заместителей директоров ОУ) является:

  • Наличие собственной (командной) педагогической концепции (идеи),
  • Умение вести инновационную деятельность (отсутствие консерватизма и ретроградства),
  • Четкое понимание миссии школы и особенностей модели, которую это ОУ строит,
  • Умения стратегически планировать, наличие понимаемого руководителем стратегического плана развития ОУ, видимая работа с этим планом,
  • Наличие основной школьной документации, составленной не по предложенным свыше методическим рекомендациям, а отражающей суть происходящих в школе процессов по пути продвижения к выполнению миссии.
  • Наличие четкой системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров без отрыва от производства и системы стажировок (обмена) учителей в ОУ, ведущих инновационную деятельность.

 4. Что касается ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ педагогических работников, участники Форума предлагают: Разработать на Федеральном уровне и внедрить систему непрерывного повышения квалификации педагогов НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.

5. Сегодня от региональных АПО и НМЦ требуется переход на принципиально иные формы организации постпрофессионального образования, а именно:

  • Создание базы ОУ России и стран ближнего зарубежья, в которых успешно внедряются инновационные технологии и поострены (или строятся) модели личностно-ориентированных школ,
  • Перепрофилирование специалистов АПО и НМЦ и разработка ими технологических курсов, которые бы проводились для всего педагогического коллектива в стенах школы,
  • Организация стажировок педагогов в школах, в которых удачно внедряются инновационные технологии,
  • Организация стажировок руководителей ГОУ и МОУ в НОУ для обучения финансово-хозяйственной деятельности и правовому регулированию практики оказания образовательных услуг,
  • Организация обмена учителей с ОУ из других регионов, для широкого распространения опыта инновационной деятельности.


ПО ПРАВОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ УЧИТЕЛЯ

1. Закрепить законодательно, что нормы и правила, которые прописаны в Уставе школы, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

2. Признать разработанную каждой отдельной школой систему наказаний. 

3. В Уставе ЛЮБОЙ школы должно быть предусмотрено ОТЧИСЛЕНИЕ ребенка из школы в случае неоднократного унижения им человеческого достоинство ЛЮБОГО участника образовательного процесса, такое же положение должно быть закреплено и в адрес унижающего достоинство детей педагогического работника школы.

4. В Уставе школы должно быть предусмотрено положение об отчислении учащегося из школы в случае неоднократного нарушения им положений Устава и локальных актов школы.

5. Для того чтобы не нарушать права человека, Родители, как законные представители ребенка и учащиеся, достигшие возраста 12 лет должны быть в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ознакомлены с данными положениями Устава, Локальными актами школы, в которых могут быть затронуты интересы ребенка или родителя.

6. В заявлении на прием ребенка в школу родитель и учащийся в возрасте старше 14 лет должны расписаться в том, что они ОЗНАКОМЛЕНЫ И СОГЛАСНЫ с положениями Устава школы и Локальных актов, затрагивающих интересы ребенка, в том числе принятой в школе системой поощрений и наказаний.

7. Так же должны быть законодательно предусмотрены меры наказания Родителей, допускающих нарушения Устава школы, пренебрежительное отношение к ее правилам и законам и проявляющих неуважение, допускающих оскорбление и унижение любого участника образовательного процесса. 

8. Для того чтобы не было нарушено законодательство, ввести обязательную процедуру согласования положений Устава и Локальных актов школы, затрагивающих интересы любого участника образовательного процесса с юридической службой региональных КО.

9. Предусмотреть законодательно ответственность родителей за: поощрение бездействием нарушения учащимися положений Устава и локальных актов школы

10. Руководителей ОУ увольнять, обосновав причину увольнения. Предусмотреть механизм защиты от увольнения руководителей, выступающих против нерациональных, наносящих вред, решений вышестоящих органов.

11. Принять законодательно ставку учителя начальной школы – 18 часов.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

1. Нельзя осуществлять повсеместный переход на школу-полупансион до тех пор, пока не будут созданы комфортные условия пребывания в ней детей, организовано вкусное и здоровое полноценное (как минимум 3-хразовое) питание, с возможностью подбора индивидуального варианта меню для детей с различными заболеваниями, требующими соблюдения диеты.

2. Школы, переходящие на работу в режиме полупансиона, должны отказаться от кабинетной системы, по возможности отделить (перегородить рекреации) группы не более 60-75 учащихся, оборудовать игровые комнаты, комнаты психологической разгрузки и отдыха, постелить мягкие ковролиновые покрытия для того, чтобы дети могли на них попросту полежать.

3. До перехода на работу школ в режиме полупансиона, необходимо обучить специалистов-воспитателей и вожатых, иначе школа полного дня превратится в ад для ребенка.

4. Нельзя загонять насильно старшеклассников в режим работы школы полного дня, нужно, чтобы выросло новое поколение детей, которое не знает анархической свободы шатания по улицам в обществе дворовой компании и бесконтрольного сидения в социальных сетях. 

5. Для превращения школы в досуговый центр, необходимо срастить 2 типа учреждений: общеобразовательное ОУ и ОУ дополнительного образования, так чтобы ребенок мог посещать интересные ему кружки и студии, не выходя из школы. 

ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Участники Форума предлагают предпринять конкретные шаги, которые могут помочь превратить нашу старую школу в желаемую новую:

1. Провести за счет Государства широкомасштабное обучение руководителей ОУ ведущими специалистами РАО в области управления (лучшими, по единодушному мнению участников Форума, являются специалисты кафедры управления АПКиППРО (Москва), в частности академик К.М. Ушаков). 

2. Провести за счет Государства посредством интернет-каналов широкомасштабное обучение учителей инновационным технологиям личностно-ориентированного обучения, опережающего развития, исследовательской и проектной деятельности, формированию некогнитивных компетенций (надпредметных умений), технологиям здоровьесбережения, обратившись к учителям и руководителям-практикам, успешно применяющим эти технологии, а не к специалистам региональных НМЦ, 

3. Ввести в учебную программу педагогических ВУЗов и колледжей технологический курс, на котором знакомить с технологиями (и не только учебными, но и организационными и социальными, технологиями аттестации и контроля, формирования некогнитивных компетенций и т.д.), а не методиками преподавания предмета. Для разработки таких курсов так же привлекать руководителей и учителей-практиков, успешно реализующих эти технологии.

4. Создать Общероссийскую базу образовательных учреждений, в которых построена модель личностно-ориентированной школы, школы полного дня (полупансиона, досугового центра, а не тривиальной «продленки»), школы, в которой работают здоровьесберегающие технологии на всех уровнях организации образовательного процесса.

5. Организовать стажировки в Личностно-ориентированных ОУ и обмены учителями между школами различных регионов для перенесения передового опыта,

6. Не сгонять всех в обязательном порядке в модели личностно-ориентированной школы. У учащихся и их родителей должна быть альтернатива, выбор устраивающих их путей обучения. Успешно работающие сегодня школы должны остаться в тех моделях, которые доказали свою жизнеспособность и востребованность потребителями образовательных услуг. 

7. В каждой школе должно быть сформировано четкое и ясное видение будущего – миссия школы, которое должно доводиться до сведения потребителей образовательных услуг.

8. Отменить бесконечные отчеты о применении тех или иных технологий, до тех пор, пока не возникнет правильное понимание этих понятий на всех уровнях работников системы образования.

9. Создать на Государственном уровне дистанционные школы, в которых могли бы обучатся талантливые дети. В этих школах занятия должны проводить ведущие педагоги страны.

10. Для обеспечения возможности инклюзива, необходимо ввести дополнительное финансирование на ставки педагогов или медицинских работников, сопровождающих детей-инвалидов.

11. Требуя исполнения новых ФГОС обеспечить финансирование часов, отведенных на внеурочную деятельность.

12.  Принять на федеральном уровне закон, отдающий на откуп школе формирование учебного плана (в соответствии с ФГОС). Только в этом случае возможны индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные учебные планы, а вслед за ними и модели личностно-ориентированной школы – той школы, о которой говорится в НОИ «Наша новая школа». Государственный контроль сформированности репродуктивных знаний учащихся установить на уровне сдачи учащимися обязательных экзаменов за курс начальной школы, ГИА и ЕГЭ (см. замечания по ГИА и ЕГЭ) и проведении процедуры Государственной аттестации школ. 

ПО ПЕРЕХОДУ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Нужно, чтобы, прежде всего, специалисты региональных органов управления образования понимали, ЧТО, а самое главное КАК, нужно проверять в школе. И чтобы проверки сводились не к куче отчетной документации, а к выходу специалиста в школу, объективном анализе существующей ситуации, помощи руководителю в приведении в соответствии в систему всего, что происходит в школе.

 2. Нужно освободить администрацию школы от бесконечных отчетов и совещаний по каждому поводу, КПД которых в большинстве случаев равен нулю, чтобы основную часть времени руководители уделяли работе с педколлективом по сплочению команды, нахождению путей продвижения к эффективной школе, обучению педколлектива инновационным технологиям, привлечению учителей к управленческой деятельности в плане выработки стратегии и тактики школы.

3. Нужно рекомендовать школам готовить условия для перехода от отжившей и тормозящей процессы эффективного образования классно-урочной системы обучения к системам проектно-тематического или модульного обучения, другим продуктивным образовательным технологиям.

4. Нужно широко применять на практике опыт мировой педагогики, знакомя с ним российских педагогов, как теоретически, так и организуя стажировки лучших учителей за рубежом, с тем условием, чтобы они поделились полученным опытом не только с коллегами из своей школы, но и провели семинарские занятия для достаточно большого числа учителей своего региона.

5. Нужно изменить систему отчетности, существующую сегодня и отнимающую у учителя огромное количество времени и сил, тем более что все нам известно, как заполняются журналы и теперь уже и электронные дневники. Органы управления ТОЛКАЮТ рядового учителя на вранье и подтасовки, а мы пытаемся после этого научить детей быть честными и законопослушными гражданами. Законопослушными гражданами можно и нужно быть в Государстве, которое издает мудрые законы.

ПО АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


 1. Необходимо прекратить порочную практику выдачи ВСЕМ ОУ одинаковых схем анализа и самоанализа, тем самым вынуждая руководителей ОУ быть НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ и заниматься фальсификацией и приписками для получения лишних баллов.

 

2. Нельзя требовать от школ, ориентированных на когнитивный результат, того же, что требуется от школ, ставящих своей целью формирование личности, и наоборот.

3. В зависимости от того, к какой модели тяготеет проходящая процедуру аттестации школьная организация, экспертный совет определяет, по какому принципу будет проводиться процедура аттестации, а так же критерии оценки и сообщает школе.


Категория: Учителю на заметку | Просмотров: 916 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar